Сретение Господне 2017

Мы рады приветствовать тебя на страничке
Воскресной школы!

Вместе с тобой мы продолжаем знакомство с главными Православными праздниками.

Один из таких двенадцати главных Православных праздников – это Сретение Господне. Само слово «сретение» в переводе с церковно-славянского языка означает «встреча».
Христиане отмечают этот праздник на сороковой день после Рождества Христова. В день праздника Сретения Господня вспоминают одно из важных событий в земной жизни Спасителя нашего Господа Иисуса Христа.

По одному из древних обычаев ветхозаветного закона, который был дан израильтянам от Бога великим пророком и законодателем Моисеем (книга Левит 12:1-8), всех первенцев — младенцев мужского пола, рожденных в израильском народе на сороковой день, посвящали Богу и в благодарность за его рождение приносили жертву – агнца (ягненка) или голубя.
Всем женщинам после рождения младенца в продолжение сорока дней было запрещено входить в храм Божий (как нечистым). И только после этого срока мать со своим младенцем могла прийти в храм, чтобы принести Господу благодарственную и очистительную жертву.
Пресвятая Дева Мария, Матерь Божия, знала, что рожденный ею младенец есть сын Божий, поэтому не имела нужды в очищении, ибо непорочно зачав, она родила Источник чистоты и святости. Но по своему глубокому смирению Она подчинилась предписанию закона и на сороковой день после рождения Сына вместе с мужем своим Иосифом явилась с Богомладенцем в Иерусалимский храм. Так как Мария и Иосиф были бедны, то они принесли в дар Господу за Сына двух голубиных птенцов.
В тот день в Храме молился старец Симеон и Дух Святой открыл ему, что Младенец, который покоится на руках Марии, и есть Спаситель мира, Бог, сошедший с небес на землю.
Симеон Богоприимец, о котором нужно рассказать особо, был человеком праведным и благочестивым. По преданию ему, в числе семидесяти двух учёных толковников-переводчиков, египетским царем Птолемеем II было поручено перевести Священное Писание с еврейского на греческий язык.
Прочтя в еврейском подлиннике слова пророка Исаии: «Се, Дева, во чреве примет и родит Сына» (книга Исайи 7, 14), он решил, что слово «Дева» употреблено ошибочно вместо слова «Жена», и хотел было исправить текст, но в тот же момент ему явился Ангел и удержал руку Симеона, говоря: «Имей веру написанным словам, ты сам убедишься, что они исполняться, ибо не вкусишь смерти, доколе не увидишь Христа Господа, который родится от Чистой и Пренепорочной Девы».
С того дня Праведный Симеон стал ожидать пришествия обещанного Богом Мессии. Он был уже очень стар и превзошел все мыслимые пределы продолжительности человеческой жизни; но смерть не приходила к нему, ибо по Божественному обетованию он должен был увидеть родившегося Христа.
И вот, наконец, наступил день, которого Праведный Симеон ждал триста лет. Симеон взял Богомладенца на руки и, благодаря Бога изрёк пророчество о Спасителе мира: «ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Евангелие от Луки 2, 29-32). Теперь, дожив, до встречи с Богом, который по своей любви к людям соделался истинным Человеком, Праведный Симеон мог уже спокойно умереть: долгожданное «сретение» наконец состоялось.
Рядом с Симеоном в этот день в Храме была и пророчица Анна, дочь Фануилова, вдова восьмидесяти четырех лет, которая день и ночь не отходил от Храма, постом и молитвой служа Богу. Подойдя к Богомладенцу она славила Господа и пророчествовала о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме. Праведный Симеон и пророчица Анна стали как бы представителями всего Ветхозаветного человечества, вышедшего на встречу своему Спасителю. Именно поэтому праздник и воспоминание об этом событии называется Сретеньем. А сокровенный смысл праздника Сретения Господня заключается в долгожданной и спасительной встрече всего человеческого рода — лицом к лицу — с изначальным Источником всякого добра и подлинного блага, истины и красоты: с живым Богом христианского Откровения. Именно здесь, по убеждению христиан, и проходит граница в истории всех верующих людей: в день Сретения встретились две эпохи, ознаменованные двумя Заветами Бога и человека — Ветхим и Новым.
Праздник Сретения Господня относится к древнейшим праздникам христианской Церкви. Известно, что в день этого торжества произносили проповеди святители: Мефодий Патарский (+ 312), Кирилл Иерусалимский (+ 360), Григорий Богослов (+ 389), Амфилохий Иконийский (+ 394), Григорий Нисский (+ 400), Иоанн Златоуст (+ 407). Но, несмотря на раннее происхождение, этот праздник до VI века совершался не так торжественно.
В 528 году, при императоре Византии Юстиниане (527 — 565), один из ее городов — Антиохию постигло бедствие — землетрясение, от которого погибло много народа. За этим несчастьем последовало другое. В 544 году появилась моровая язва, уносившая ежедневно по несколько тысяч человек. В эти дни всенародного бедствия одному из благочестивых христиан было открыто, что празднование Сретения Господня нужно совершать торжественнее.
Когда в день Сретения Господня было совершено всенощное бдение и крестный ход, бедствия в Византии прекратились. В благодарность Богу, Церковь в 544 году установила праздновать Сретение Господне торжественнее.
Многими песнопениями украсили праздник церковные песнотворцы: в VII векесвятитель Андрей, архиепископ Критский, и в VIII веке — святитель Косма, епископ Маиумский, преподобный Иоанн Дамаскин, святитель Герман, Патриарх Константинопольский, в IX веке — святитель Иосиф Студит, архиепископ Солунский. С событием Сретения Господня связана икона Пресвятой Богородицы, именуемая «Умягчение злых сердец«, или «Симеоново проречение«.
Праздник Сретения имеет один день предпразднства и семь дней попразднства. На второй день торжества (3 февраля ст. ст. / 16 февраля н. ст.) Церковь празднует память праведного Симеона и Анны пророчицысвятых, чей личный духовный подвиг, как известно, оказался непосредственно связан с событиями Сретения.
Служба праздника Сретения совершается священнослужителями в голубых — Богородичных — облачениях.
Встреча Пресвятой Богородицы с Праведным Симеоном и Анной Пророчицей в Иерусалимском храме была не случайна. Но разве только они были в храме? В Иерусалимском храме всегда было множество народа. Эти люди приходили в храм для того, чтобы помолиться, принести жертву или просто поговорить, потому что Храм был самым важным местом для них. Но для десятков, сотен или может быть даже тысяч людей, которые были там и проходили через этот храм, никакой встречи не произошло. Сретение – было неслучайной встречей неслучайных людей. Праведный Симеон и Анна Пророчица, всю свою долгую жизнь жили в благочестии, в чистоте и молитве. Состояние души их было таково, что они могли встретиться со Христом и Его Пречистой Матерью – в отличие от всех остальных людей: первосвященника и священников, левитов и огромного количества простых паломников.
А если сегодня спросить на улице какого-нибудь человека: «Вы с Богом встречались?», он, скорее всего, не поймет, о чём вы его спрашиваете. И даже если спросить верующего человека: «А вы с Богом встречались?», многие тоже не поймут этого вопроса. Потому что встреча с Богом возможна только в особом состоянии души.
А о том, что Встреча с Богом – есть высшая, и главная цель каждой человеческой души, нужно помнить и всем нам!